Страницы

Страницы

Сайт создан при поддержке Центра защиты материнства и детства при Воронежской и Лискинской епархии

Страницы

О ЗАПОВЕДЯХ БОЖИИХ


Сегодня мы будем говорить о заповедях Господних: что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Православной Церкви. Как вы в обычной жизни это определяете?
— Существуют разные нормы. Те, которые во всех учебниках прописаны, их и придерживаются. Скажем, можно понять, что добро — это когда какие-то финансовые средства идут в помощь нуждающимся. Наверное, это одно из самых главных дел, каким может заниматься человек, — благотворительность.
— А, например, деятельность героиновой мафии, которая занимается благотворительностью специально для вывода из героиновой зависимости, чтобы потом снова «подсадить». Это добро или зло? Это та реальность, с которой мы сталкиваемся. Тоже благотворительность, между прочим. Только внешне, формально.
Нормы бывают разные. Например, в нашем обществе есть совершенно безобразная норма — делать аборты. Причем достаточно многие считают, что это правильно. Как вы думаете, с точки зрения нормального человека, разве это может быть нормой — убивать других людей? Убивать просто невинного человека, беззащитного, слабенького…
— Но есть и другая сторона, многие считают, что если мать не может прокормить ребенка…
— …значит, его надо убить.
— Зачем нам его мучения — часто это служит оправданием…
— Это очень интересное оправдание. Давайте посмотрим дальше: вот человек заболел, и его очень сложно прокормить. Поэтому знаете, что мы сделаем? Мы убьем его — и всё! Древние якуты так и делали. До принятия христианства в Якутии был такой обычай, что стариков уводили в тундру и оставляли там без еды. И это считалось нормальным. А зачем лишний рот? Он же работать не может, пользы обществу не приносит. Его не прокормишь. Поэтому лучше пусть его там волки съедят. Было еще такое племя в южных предгорьях Урала, согласно обычаям которого люди своих родителей, когда те становились старыми, беспомощными, душили и съедали. И мясо зря не пропадает, и получается «польза» обществу. О чем это говорит? О том, что общественные нормы — это вещь очень своеобразная. В нормальных обществах до недавнего времени аборты карали смертной казнью, или ссылали лет на десять, как это, например, было в Российской Империи. А сейчас это считается нормой и, более того, правом человека. Я не понимал и до сих пор не могу понять, как это может относиться к правам человека. Или, например, до совсем недавнего времени практически во всех странах была такая норма, что прелюбодеяние и гомосексуализм являлись преступлениями. Причем преступлениями против государства, которые наказываются тоже или смертной казнью, или длительными сроками заключения. Но сейчас это тоже считается нормой, сейчас прелюбодеяние даже воспевается в миллионах песен. Общественные нормы изменились. Как вы думаете, а истина изменилась из-за этого или нет?
— Не должна.
— Вот почему я ставлю вопрос именно так. Потому что при таком подходе, когда добро и зло определяются обществом, получается, что добро и зло — вещи относительные. Но, тем не менее, человеку свойственно относиться к добру и злу как к абсолютным величинам. Люди подсознательно так считают, специально этого не обдумывая, зло осуждают, а добро оправдывают. То есть, в любой ситуации любой человек, какое бы общество не было образовано, всегда будет стараться делать больше добрых вещей, нежели злых. С чем это связано? С тем, что добро и зло определяются неким особым образом. Добро, с точки зрения христианства, есть следование воле Бога, а зло есть нарушение воли Бога. Более того, с точки зрения христианства, добро есть описание свойств Божьих, свойств сущности Самого Бога. Мы прямо верим, что Бог целомудрен, чист, кроток, смирен, Бог есть любовь. И поэтому человек, который делает добро, тем самым становится похожим на Бога. А человек, который не делает добра, он, соответственно, становится похож на врага рода человеческого. Здесь еще стоит сказать несколько слов, что если добро — это свойство, сущность, Самого Бога, то зло не имеет своей сущности. Это очень важно помнить, потому что очень многие люди говорят: я напился, потому что водка плохая; или, например, я стал наркоманом, потому что мак плох. Можно сказать, что водка плохая?
— Если ее некачественно сделали, то можно.
— Это если некачественно сделали, а нормальная качественная водка, она плохая или хорошая?
— В зависимости от того, как ее употреблять.
— Да. То есть, по сущности ничего злого в ней нет, это очень важная христианская норма. Однако многие люди пытаются что-то объявить злом по сущности. Говорят, что вот это дело злое, по сущности своей злое. Или, например, люди говорят, что какое‑то качество тоже злое по своей сущности. Это не так, зла по сущности нет.
— А сигареты?
— В принципе сам по себе табак — это растение, которое может быть использовано в качестве лекарства, но курение — это злоупотребление табаком. Как наркотик сам по себе хорош для обезболивания, но плох, когда начинают использовать его в других целях. С точки зрения христианства, вообще любое зло есть извращение добра. Вы, скорее всего, не встречали ни одного человека, который говорил бы о себе, что он полностью добр, без тени зла. Такие люди встречаются крайне-крайне редко, практически никогда. Они этим бравируют, но стоит им указать на их отрицательные качества, они будут отнекиваться, всегда будут пытаться оправдаться, обосновать свои поступки. Никто не будет зло считать добром, так как понятно само по себе, что это зло. А, что добро нужно делать — люди понимают сами по себе, без какого бы то ни было обоснования. Вот, например, почему плохо убивать? Многие не задумались, хотя все, наверное, догадываются, что убивать плохо. Почему совершать убийство плохо?
— Лишать жизни другого человека нельзя.
— Почему?
— Не знаю, просто нельзя.
— Вот видите, норма есть, а причину часто не осмысливаем. Причина, безусловно, есть, она связана с Богом. Почему нельзя убивать? Потому что ты узурпируешь право Бога — только Тот, Кто дал жизнь, может ее и отнимать. Вот это духовный корень.
— Но мать тоже дала жизнь ребенку, значит, она имеет право его убивать.
— Мать не дала жизнь ребенку. Никакая мать никогда никому еще жизнь не дала. Мать — это только орудие, с помощью которого Бог дает жизнь. Ведь вы не можете дать жизнь кому бы то ни было, создать жизнь твари? Для того, чтобы дать жизнь, надо создать элементарные частицы, потом из них создать атомы, потом из атомов — молекулы, потом из молекул собрать клетку, оживить ее. Никто этого не может, кроме Бога. Потому что источником жизни является Бог. И поэтому человек, который отнимает жизнь, он, естественно, нарушает закон Бога.
Теперь давайте поговорим о том, что такое грех. Грех — мятеж против Бога, и грех есть беззаконие. Грех — нарушение Закона Бога, а, следовательно, грех — это родственник смерти. Почему? Потому что Закон был создан для жизни.
Десять заповедей: почитай Бога; не сделай идола; не произноси имя Бога всуе; почитай день субботний, шесть дней работай, седьмой день — Господу Богу; почитай родителей; не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй и не завидуй. Если бы их соблюдали все люди на земле, как вы думаете, жизнь была бы лучше или хуже?
— Конечно, лучше.
— Да, никаких бы войн не было, семьи бы не распадались…
— Тогда бы неинтересно было…
— Не знаю, я предпочел бы такой неинтересный вариант.
— Многие, когда об этом заходит речь, говорят, что неинтересно было бы тогда.
— Я бы так не сказал. Это очень значимое заблуждение, которое связано с тем, что люди думают, что грех обогащает жизнь, как говорится: запретный плод сладок. Но раз грех есть беззаконие, то он, следовательно, ведет к смерти. Библия говорит, грех — это скрежет зубов, крик, вопль. «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18, 20‑21). В Содоме люди занимались противоестественными грехами, и Бог пошел посмотреть, как в Содоме себя ведут люди. Грех — это блуд. Грех есть тоска, грех есть уныние, грех есть ненависть, грех есть злоба. Грех есть разложение, гниль, боль, гибель. Это обогащает жизнь?! Грех есть болезнь. Без болезней жизнь была бы скучной? Представьте: никто не болеет, нет гриппа… Как же жить без гриппа, это же совершенно невозможно! Представление о красоте греха ложно, по-настоящему люди даже не представляют, они даже не задумываются над тем, что говорят.
Давайте возьмем обычную нашу реальность, не телевизионную, а реальность жизни. Например, измена мужа жене или жены мужу, — она красива? Человек тайком изменяет, обманывает, лжет, потом боится всего, у него остается ощущение грязи, в семье скандал, подозрение, ссоры, драки. Несчастные дети… Это хорошо?! Если не приукрашивать, то мрачновато. Ничего хорошего в этом нет. Грех есть беззаконие, грех есть то, что разрушает человека. Тот, кто нарушил законы природы, погибнет. Если человек выпрыгнет с шестнадцатого этажа, он разобьется, потому что нарушил закон природы, который установлен, естественно, Богом. То есть человек, который нарушил заповедь Божью — не прелюбодействуйте, он тоже погибнет, точно так же. Более того, прослеживается прямая связь между грехом и болезнью. Врачи из опыта своей работы заметили следующее: алкоголики заболевают циррозом печени; гордецы — сумасшествием, очень часто шизофренией. Люди, которые все время думают о будущем, все время нервничают, то есть, с точки зрения Церкви, попросту раздражительны, они заболевают язвой желудка. Люди высокомерные, цепляющиеся за власть, страдают ишемической болезнью сердца. Медицине известны и более нетривиальные вещи. Завистливый человек рискует заболеть онкологическим заболеванием. Эта связь очень четко прослеживается между многими болезнями. Это не значит, что любой человек, который болеет раком, является завистником, но, с другой стороны, завистник, скорее всего, заболеет. Потому что душа и тело человека составляют единое целое. Если человеку стыдно, у него краснеет лицо, правда, теперь это очень редко случается, но раньше такое бывало, может быть, кто-то еще помнит об этом. Было раньше такое чувство— стыд. Если человек счастлив, он улыбается, его лицо сияет. Душа с телом связаны, это естественно. Поэтому и грех, и добро действуют на человека.
— Получается, что болезнь — это всегда следствие греха?
— Не всегда. Бывают болезни по другим причинам, например, потому что Бог их попускает для славы Божьей, для того, чтобы прославить имя Свое чудом исцеления. Бывают болезни для предотвращения греха.
— А если болеет ребенок?
— Бывает, что это последствия грехов родителей.
— А в чем тогда ребенок виноват?
— Очень просто, я приведу пример, как это происходит конкретно: родители кололи себе наркотики, у них родился больной ребенок. Кто виноват?
— Но почему ребенок должен иметь какое‑то отношение к своим родителям?
— Потому что каждый человек не является замкнутой автономной системой. Он, конечно, не отвечает за грех родителей, он не будет за это судим, но последствия греха родителей на него распространяются, естественно. Это происходит потому, что люди все между собой связаны очень тесными узами. Существует иллюзия позднего гуманизма, что люди — это отдельные атомы, которые между собой никак не контактируют. Нет, все между собой связаны в единое тело. Поэтому любой грех отражается на всем мироздании, портит все мироздание. С другой стороны, любое доброе дело улучшает все мироздание. То есть никогда никакое злое дело или доброе дело не останутся на одном человеке, они будут распространяться дальше. И грех, по учению Церкви, имеет несколько ступеней развития. И вы должны определиться: будете ли вы после Святого Крещения с грехом бороться или не будете?
— Будем стараться.
— Почему я это спрашиваю? Потому что, если человек не хочет бороться с грехом, то зачем он будет креститься? После Крещения борьба с грехом идет совсем по‑другому: Божья помощь есть, но и нападения сильнее.
— Сейчас, если кто‑то не будет следовать грехам, в обществе его могут не понять.
— Это их проблемы. Если человек болеет желтухой и требует, чтобы все закрашивали в желтый цвет, то это его проблемы. Наша задача следовать Богу, а угождать обществу — это грех человекоугодия, идолопоклонство, один из величайших грехов.
Так вот, грех у нас проходит следующие стадии. Почему мы вообще рассматриваем путь развития греха? Для того, чтобы уметь его диагностировать вовремя. Любая болезнь проходит несколько стадий. И ее легче лечить на ранних стадиях, чем на поздних. Первая стадия греха называется прилогом и проявляется в том, что человеку приходит некая мысль. Дело в том, что любой грех имеет источник вне человека. Это очень важно помнить. Почему для нас возможно покаяние? Потому что не человек изобретает грех. Грех есть изобретение диавола. Потому что диавол — противник Бога и враг рода человеческого — первый согрешил. И поэтому человек, который грешит, вступает в авторские отношения с диаволом. Он пользуется тем, что ему передавал диавол. И вот, диавол вкладывает в человека мысль. Я думаю, с каждым человеком это случается — приходит какая‑нибудь гадостная мысль, а, может быть, и не гадостная, может быть, такая красивенькая, приятненькая, очень часто именно так получается. Какой пример приведем? Идет пост. Вы знаете, что постом православные христиане не едят мясных и молочных продуктов. Вы приходите в гости, идете на кухню и видите, что там, например, карбонат, а кто его не любит? И приходит мысль: какой, однако же, вкусный этот карбонат, как бы мне было бы здорово его съесть! Эта мысль — грех или нет?
— Если мысль пришла, еще не грех.
— Конечно, если мысль еще не принята нами, она просто к нам вошла, она дверь для того, кто ее подсовывает, для диавола.
И у нас возникают два варианта поведения. Первый— сказать: да пошла ты вон, гнусная мысль, и все. Об этом так Библия говорит, помните: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс. 136, 9). Эти младенцы — зло на самом маленьком уровне развития. Его нужно взять, о камешек разбить, и всу. О какой камень? О камень имени Христа Спасителя. И зло уйдет, и нам награда будет на Небесах. А люди неопытные что делают обычно? Они начинают мысль рассматривать. Человек начинает отвлекаться: да, однако, вкусная же это вещь карбонат, эта мысль правильно говорит, какой тонкий аромат он имеет. А запах! Как вдохну его… Это называется сложение, вторая стадия греха. Видите, уже развитие греха, конечно же, есть. На этой стадии грех уже судится, но в зависимости от уровня духовного развития человека. Для человека, находящегося на высоком уровне подвижничества, это больший грех. Потом мысль начинает захватывать. Появляется следующая мысль: ну разве Бог заметит, что я съем кусок этого карбоната, для чего Ему нужно, что Ему, жалко, что ли, будет, если я кусок карбоната съем? Эта третья стадия называется уже захват, то есть сложение и собеседование с этой мыслью. Совесть говорит: мил человек, вспомни, что уже на носу Рождество Христово, тут уж подождать осталось недельку, неужели ты не подождешь ради послушания Церкви и для того, чтобы нормально Рождество встретить? И начинается борьба. Причем надо заметить, что Бог все делает так, что у совести и у этой злой мысли всегда одинаковые шансы, пятьдесят на пятьдесят. Куда человек повернет — туда или туда? Если он повернет в правильном направлении и по мере сил своих справится со грехом, то ему будет награда в Царствии Небесном. А если он не справится, то начинается следующая, четвертая стадия, начинается дело. И человек берет и съедает этот карбонат. Потом он говорит: ну, все равно я съел, поем еще. Съедает весь карбонат, который есть у гостей, и еще что-нибудь прихватит в карман, чтобы не заметили. Это называется действие, которое, конечно, будет судиться, и за которое человек, если не раскается, будет нести ответственность на Страшном Суде, совершенно точно. Конечно, вы понимаете, что дело не в карбонате как таковом, потому что в карбонате, естественно, нет ничего плохого. Грех именно в том, что человек его неправильно употребил. Далее начинается следующая стадия. Человек сделал, и у него грех начинает входить в привычку. Второй раз сделать так в этой же ситуации будет легче, второй раз пост нарушить легче. В третий раз еще легче. А потом возникает то, что называется в Библии «стезей», а в нашем рядовом понимании — колеей. Условный рефлекс начинается. Например, когда вы входите в дом, вы автоматически включаете свет. Так же начинается и с человеком. Он, человек, начинает автоматически делать грех. Бывает такое, по привычке. Например, в курении это ярче всего проявляется. Человек на автомате, даже не думая, со стеклянным взором зажигает сигарету.
— А курение — это грех?
— Конечно же, самоубийство. Самое настоящее. Точно так же алкоголик наливает одну, другую, третью, четвертую рюмку — тоже автоматически. Это состояние называется страстью. Слово «страсть» связано со словом «страдать», «страдание».
Страсти вызывают, безусловно, страдание, и человек, одержимый страстями, хоть одной из страстей, которая захватила его, сам себя обрекает на мучения. Он находится в состоянии страдания. Элементарный пример: курящий человек, если он не курит неделю, как ему будет, приятно? Его будет ломать. А если он умрет в таком состоянии, что ему будет? Его будет ломать вечно. Или наркоман, или алкоголик. Почему? Потому что он пребывает в зависимости. В этом как раз и находится корень вечных мучений, которые охватывают человека. Бог говорит: горите в пламени и в огне, который вы сами разожгли. Вы сами его разожгли, сами и мучайтесь. «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете» (Ис. 50, 11).
— А обжорство? Сколько нужно съедать, существуют какие-нибудь нормы?
— Норма такая — чтобы после еды человек хотел молиться, сохранил желание молиться.
— Человек должен съесть столько, чтобы хотелось молиться?
— Да, если после еды хочешь молиться, значит, все правильно. Общей нормы нет. Организмы у всех разные: один человек в день съедает два‑три килограмма, другой — полкило. То же самое человек, который может выпить стакан водки и еще нормальный будет, а другому пятьдесят грамм уже будет много.
— А если ты поел и еще хочешь, то это надо прекратить?
— Есть есть люди, которым недостаточно обычной порции еды, так пусть такой поест больше, чем только ходить и об еде думать. Норма — она не такая. Человек должен съесть столько, чтобы хотеть молиться, вот именно такой и является духовная норма. Потому что человек должен ходить всегда перед лицом Бога, служить Ему.
Для того, чтобы справиться со страстью, необходимо прямое вмешательство Бога. Без вмешательства Бога со страстью человек не справится никогда, так как страсть становится второй природой человека. Бывают, конечно, взаимовыгодные обмены страстей: иногда страсти уходят, чтобы обменяться на более сильную страсть. Это бывает очень просто, например: человек бросает курить для того, чтобы больше уважать себя. Происходит обмен шила на мыло, меняет меньшую страсть курения на большую страсть гордыни. Можно не иметь никаких страстей, кроме гордыни, но и одной гордыни хватит для того, чтобы человек ушел на дно ада. Если человек сознательно делает и не раскаивается потом, то, конечно, будет за все отвечать.
— Как человек отвечает за все, как это определяется?
— В зависимости от человека и определяется. Для человека, который не знает ничего о посте, для него нарушение поста грехом вообще не является. А для человека, который знает о посте и сознательно его нарушает, для него, естественно, ответственность больше. Потому что грех не в карбонате, конечно же, а в том, что его не вовремя употребили.
— А если некий человек работает физически, тяжелым трудом, и ему действительно нужно много есть?
— Я вам приведу совершенно конкретный исторический пример — Илия Муромец. Это историческая личность, он скончался в конце одиннадцатого века, мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, он невысокого роста — два метра двадцать сантиметров, всего лишь. В ширину у него тоже только полтора метра. Вы можете сами сходить и посмотреть на его мощи. Вы знаете, как он питался? Об этом есть исторически доказанная былина о встрече Илии Муромца с чудищем. Под чудищем подразумевается, скорее всего, какой-нибудь великан из Хазарии иудейской. И спрашивает чудище: «Ты сколько ешь, Илия Муромец, что хочешь со мной сразиться?» Он ему говорит: «Я съем в день калач, выпью чару воды — и сыт». Ну, хилый человек, согласитесь. А тот говорит: «Ты со мной точно не справишься, я съем полбыка и полтысячи калачей, вот тогда я сыт». Ну и что? Илия Муромец берет его и побеждает. Почему? Потому что количество калорий, которое получает человек, зависит не от количества еды, которую он съест, а от степени усвояемости. Бывает, человек ест-ест, ест-ест, а все голодный.
— Если степень усвояемости одинаковая у тех, кто, допустим, ест мясное, и у тех, кто ест не мясное?
— Она разная. Поэтому даже врачи говорят, что одному полезно есть мясо, а другому — овощи.
— Каким образом тогда Илия Муромец получал необходимые калории? И почему он не слабел физически?
— Так и питался, калачом и водой. И побеждал. Потому что он Богу служил. Бог ему давал силы. Посты ведь предназначены не для того, чтобы человек диету соблюдал. Что включает в себя пост? Кроме воздержания от мяса, молока, яиц, рыбы, что еще предполагается ходить больше в храм, больше читать Слово Божие, больше делать добрых дел. Тогда Божьи силы будут непосредственно приходить. Это не пустые слова, не фантомы. Божья сила — это реальность, которую даже потрогать можно. Например, Антоний Великий ел только два раза в неделю в течение сорока лет. Он ни разу не болел, был очень сильный физически, мог пешком по полтысячи километров проходить, чего, я думаю, никто из нас не сделает. Он жил в глухой пустыне, где до источника ему надо было в один конец идти полтора километра, и он носил на себе эту воду сам и дожил до ста тридцати лет. Все потому что Божья сила на самом деле действует, понимаете, — это не фантазии и не сказки. Человек же, который говорит, что, мол, мне сил не хватит, обычно попросту не доверяет Богу. Помните, что любой грех связан с непослушанием Богу. В Церкви грех нарушения поста связан в данном случае с маловерием. Страсти лечатся чем? Лечатся они, конечно, искренним раскаянием и силой Бога, которая дается в Таинстве, Таинстве Покаяния или Крещения. Если человек не крещен, значит, он крестится и получает силу Бога, для того чтобы справиться со страстями. Крещеный человек для борьбы со страстями кается, и причащается, и также получает силу Бога.
Но нам недостаточно просто не делать зло. Знаете, часто люди говорят: у вас там одно «нельзя» — нельзя то, нельзя это. А что же можно? Есть такая книга, называется «Творения Петра Дамаскина», там он приводит список из двухсот семидесяти шести добродетелей, которые можно делать вместо страстей. Наверное, достаточно? И это только начальные добродетели. То есть человек усваивает себе свойства Самого Бога. И эта работа продолжается бесконечно, бесконечное уподобление Создателю. Но что такое добродетель, как вы думаете? Чем добродетель от доброго дела отличается?
— Добродетель — это навсегда, наверное, а доброе дело один раз сделал, и все.
— Да. Добродетель — это добро, вошедшее в привычку. То есть наша цель — не просто сделать добро, а сделать так, чтобы добро вошло в привычку. Например, если человек раскаивается в каком‑то грехе, что он должен делать? Он должен сделать, чтобы противоположная этому греху добродетель вошла у него в привычку. Тогда это будет, собственно, настоящее исправление греха. И когда человек создает в себе добродетель, он делает это, конечно, с помощью Христа. Господь говорит: «…без Меня не можете делать ничего» (Ин.15, 5). И это чистая правда! Потому что сделать одно доброе дело можно — на энтузиазме, еще на чем-то, а сделать так, чтобы это было постоянно, без Христа невозможно. Или возможно, но только на гордыне, но тогда это будет хуже, чем если бы добрых дел не было. Потому что «доброе» дело на гордыне ненавистно Богу и людям. Вам нравится человек, который гордится своей праведностью?
— Нет.
— Конечно. Часто люди говорят: ну, как же, гордость ведь хорошее качество. Нет, это не так. Представьте, что вы общаетесь с человеком, который очень уважает себя и имеет высокое о себе мнение, вам приятно с ним будет говорить? И чем более усиливается это качество, тем меньше желание общаться с этим человеком. Потому что гордыня — это грех, причем первогрех, корень всех остальных грехов. Сатану погубила гордыня. И на самом деле, то, что человек гордится собой, имеет чувство собственного достоинства, — это плод недомыслия. Я вам скажу так: если хочешь гордиться, пожалуйста, но гордись тем, что ты сделал без души, потому что душу тебе дал Бог. Гордись тем, что ты сделал без рук, потому что руки тебе тоже даны Богом. Без ног, без головы, без туловища. Все Богом дано. Что ты сделал без ума, потому что ум тебе тоже Бог дал. Можешь гордиться. Все, что останется, — все твое. А что останется? Ничего не останется. Все очень просто — можно гордиться тем, что ты сделал до рождения. Потому что рождение тоже Богом дано. Какое чувство собственного достоинства, откуда оно, собственное достоинство, возьмется?
— Но человек должен уважать себя в каком‑то определенном смысле.
— Зачем? А зачем себя уважать, объясните, мне просто интересно.
— Но на самом деле должно же быть чувство собственного достоинства.
— Зачем? Объясните.
— Если человек уважает себя, он уважает других.
— Совершенно необязательно. Наоборот. Чем больше человек уважает себя, тем меньше он уважает других. Давно замечено. Я не видел ни одного обратного примера. Вы можете вспомнить такие примеры?
— Нет, но человек должен себя уважать, но не сильно.
— А на сколько «не сильно»? Что это за необходимое качество такое, которое чем его больше, тем человек становится хуже?
— Ну, почему же, все в разумных пределах.
— А чем определяются разумные пределы? Например, у меня знакомый алкоголик был, он так всегда говорил: у меня разумные пределы, я свою меру знаю, когда я упал, то я больше не пью. Разумная мера у каждого своя. В том то и дело, что христианин, христианин настоящий, не гоняется за собственным достоинством, он не гоняется за уважением к себе, он не пытается доказать никому ничего, понимаете, и поэтому совершенно свободен. А человек, который гоняется за собственным достоинством, все время доказывает себе и другим, что он пребывает в собственном достоинстве, у него есть какие-то права, — такой человек совершенно не свободен.
— Знаете, как говорится, так далеко не уйдешь.
— Если таким образом куда‑то далеко идти, лучше никуда не идти.
— Нет, ну все‑таки жить‑то надо как‑то.
— А кто мешает жить?
— И если ты себя уважать не будешь в обществе, то и тебя не будут уважать.
— Если ты будешь настоящим христианином, то тебе будет просто все равно, уважают тебя или не уважают. Христианина невозможно обидеть. Смиренный человек, который не обращает внимание на то, что о нем другие думают, плохого ли, хорошего ли, — он абсолютно свободен. Ну, как его обидеть? Возможно ли?
— Без этого себя любить не будешь и ближнего, как себя.
— Мы себя и так любим, вопрос заключается не в этом. Я не знаю людей, которые себя не любят. Вопрос заключается не в том, чтобы других любить, а себя сильно не любить, а вопрос заключается в том, что мы, любя себя неправильно, как будем ближнего любить, как самого себя? Если мы любим себя, это не значит, что мы говорим: ах, какой я хорошенький человек, какой я добренький человек, какой я замечательный человек… Не говорим. Мы делаем зло и добро. Но, если мы нормальные люди, если мы честны перед собой, мы себя злом не оправдываем. Точно так же и с ближним своим — мы отделяем человека от греха, мы любим грешника, но ненавидим грех. Вот о чем идет речь. Вот именно об этом говорит заповедь. А когда человек сам с собою носится, как курица с яйцом, это не значит, что он себя любит. Посмотрите на вашу прежнюю жизнь, сами для себя загляните в прошлое и подумайте, насколько меньше шишек вы бы получили, если бы вы со своими правами и достоинствами не носились.
— А если тебя кто‑то сильно оскорбил на улице, ущемил чувство собственного достоинства?
— А если этого чувства нет, то и не оскорбили бы.
Для себя мы должны осознать, что есть такая вещь — субъективизм — это наш враг. К сожалению, после грехопадения Адама и Евы люди живут в состоянии фантастическом, они страшно неуемно фантазируют об окружающем, они видят не человека, и не себя тем более, они видят фантазию, которую они себе выдумали. Вы не видите себя и не видите внутри тех людей, с которыми общаетесь. Вы только представляете людей, которые живут рядом с вами. Проверьте, так ли это или нет. Вот некий человек очень себя уважает или не уважает. Как к нему будут люди относиться? Уважительно, если человек себя уважает?
— Да, если он это декларирует.
— А если не декларирует, то как узнать, уважает он себя или нет?
— По нормальному, хорошему отношению к окружающим.
— Пожалуйста, но он, опять-таки, хорошо относится к окружающим по совсем иной причине.
— Почему?
— Почему христиане хорошо относятся к окружающим, знаете? Потому что христиане видят в окружающих образ Божий. Почему мы людям кланяемся при встрече? Потому что мы почитаем в них образ Божий. Сейчас, к сожалению, часто путают христианскую нравственность со светской. Светская нравственность такая: я тебя не трогаю, и ты меня не трогай. По большому счету, человек человеку — волк. Поэтому, пока ты меня не трогаешь, мы друг с другом очень любезны. Мне приходилось бывать на светских фуршетах, слушать, как там друг друга прославляют. Противно слышать, потому что те же люди, которые в глаза поют дифирамбы, за глаза поливают грязью. Все построено на самом обычном лицемерии. Христианство построено совсем на другом, христианство четко отделяет грех от грешника, и грех оно никогда не оправдает ни под каким условием, если человек в нем не раскаялся.
— А если грех во имя добра?
— Добро, сделанное злыми средствами, суть зло.
— Но если, например, небольшое зло, но добро очень большое получилось.
— Все равно зло. Все злодеи именно так и рассуждают, начиная от Гитлера и заканчивая Сталиным. Надо всегда помнить: добро, сделанное злыми средствами, по сути — зло. Так что это все самообман, конечно же.
Христианин в достаточной степени пессимист, и до Страшного Суда мы не ожидаем, что люди в Ангелов превратятся. И поэтому, естественно, наша мерка особая, мы все сравниваем с Богом. Кто является для нас нормальным человеком? Любой христиан — нормальный человек?
— Иисус Христос.
— Иисус Христос, все правильно. Мы и измеряем именно этой, единственной, меркой.
— А апостолы?
— Апостолы — как Ему подражавшие. Так же, как и Божия Матерь, и святые, соединившиеся со Христом.
— А священник в церкви?
— В той мере, в какой он может являться образом Христа. Многие являлись. Здесь речь именно об этом, мы ориентируемся на Христа. Приведу практический пример как определить — доброе дело или злое. Христос на вашем месте как бы поступил? Как вы думаете, Христос носился бы с самоуважением?
— Нет.
— Как вы думаете, Он был несчастный Человек? Может быть, Он был не прав?
— Если Он жизнь отдал за всех, то по идее Он несчастный человек.
— Он победил, победил смерть, Он — Победитель. Понимаете? Вот в этом и ответ, вся суть христианства сводится к Христу, к личности Христа. Именно поэтому такие парадоксальные заповеди дает Евангелие, например: тому, кто вас оскорбил, подставьте другую щеку. Скандальная заповедь, безусловно, она была скандальной всегда. Я думаю, что римский легионер не чаще подставлял щеку ближнему, ударившему его, чем мы с вами. И заповедь совершенно не зависит от времени. Господь ориентируется не на время. Нравственность никак от времени не зависит. Она ориентируется на волю Бога. Всегда нужно ориентироваться только на нее. Воля Бога выражена в Слове Божьем, по которому мы должны поступать. Во всех случаях, когда у человека возникает конфликт между его желанием и Словом Божьим, он должен следовать воле Бога, Слову Божьему. И, кстати говоря, практика показывает, что такой человек никогда не проигрывает. Многие люди думали, если поступить так, меня не поймут, обо мне не так подумают. Но человека, который реально поступал по воле Божьей, Бог всегда выводил и поднимал. А человек, который поступал по своей воле, обязательно всегда падал. И вот, краткое выражение воли Божьей — это есть заповеди.
Итак, первая заповедь такая: «Я Господь, Бог твой, …да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2‑3). Нельзя кланяться иным богам, кроме Господа, нужно поклоняться Богу, Ему Одному служить. Кстати, поэтому христиане, не служат Родине. Они уважают Родину, помогают ей, но ей не служат.
— Христиане не служат Родине?!
— Нет, в армию ходят, присягу приносят.
— Но ведь это и значит служить Родине.
— Я вам объясняю, в чем разница. Служить Родине — это как раз ставить Родину на первое место. Христианин никогда Родину на первое место не поставит. Когда возникнет конфликт между волей Родины и волей Бога, христианин последует воле Бога. Вот простой пример: солдаты расстреливали мирных жителей. Что должен делать солдат-христианин? Должен отказаться. Хотя его могут за это под трибунал отдать. Но это его право и обязанность.
— А если, например, врагов Церкви расстреливать?
— На поле боя, солдат-христианин может убивать, сражаться, потому что он защищает своих. Но только в том случае, если война справедливая. Я не говорю про неправедные войны.
С точки зрения Церкви коммунизм, конечно, ересь, в прямом смысле этого слова, то есть это неверное учение о Боге, мире и человеке. О Боге — потому что было отрицание Его. О мире — потому что были попытки построить Царство Божие без Бога на земле, то есть построить рай на земле без Бога.
— Какое государственное устройство тогда оправдывается?
— Церковь. Это царство, которое не от мира сего. Она, например, считает, что демократия лучше, чем коммунизм, а монархия лучше, чем демократия. Есть разные уровни, но монархия тоже не идеальная форма правления, конечно же.
— Какая форма правления может быть идеальной
— Идеальной формой правления будет Царство Небесное.
— Все равно монархия получается.
— Да, но это монархия Бога, а не человека. Церковь поддерживает любое государство в той мере, в какой государство исполняет прямую заповедь Божию, если оно обуздывает зло. То есть, в той мере, в какой государство за убийства, например, сажало в тюрьмы, в такой мере Церковь его поддерживала. В какой мере государство защищало своих граждан, например, во время Великой Отечественной войны, в той мере Церковь его поддерживала. Но Церковь никогда не поддерживает никакое зло.
— Как Церковь относится к смертной казни?
— Вообще-то, это была воля Божия. После всемирного Потопа Бог сказал: кто пролил кровь человека, кровь того да будет пролита рукой человека, потому что человек создан по образу Божию. То есть человек, убивая, совершает акт иконоборчества, его кровь должна быть пролита.
— В таком случае Церковь положительно относится к смертной казни?
— Опять‑таки, не мы ее устанавливали, не нам к ней как‑то относиться. Существует библейская норма — предумышленный убийца должен быть наказан только через смертную казнь. Но только предумышленный убийца.
— Значит ли это, что тот, кто совершает убийство, палач, например, берет на себя грех?
— Нет. Дело в том, что человек, который это совершает, исполняет прямое повеление Бога. Он совершает правосудие Божие. Он представитель Бога, то есть судья, который выносит смертный приговор, в Библии он даже называется богом с маленькой буквы. Но опять‑таки, если он выносит его справедливо. Судья же, который судит несправедливо или вопреки закону Божиему, является крайним преступником, и Бог обещает покарать его страшно. И такие примеры бывают. Поэтому, кстати говоря, общественная жизнь небезразлична Богу. Если депутат издает закон, противоречащий воле Бога, или, например, Черномырдин, который в законе об аборте увеличил срок, до которого можно делать аборт — с двенадцати до двадцати недель — он, конечно же, страшный преступник перед глазами Бога.
— Не существует разве ситуации, когда аборт можно оправдать каким‑либо образом?
Когда можно оправдать убийство невинного беззащитного человека?
— Ну, сейчас я не могу привести пример.
— Церковь разрешает терпимо относиться только к случаям внематочной беременности, именно потому, что нет шансов выжить ни ребенку, ни матери.
— А при наличии у плода тяжелых пороков?
—Вот очень интересная логика, меня всегда поражает: если человек с тяжелым пороком, то его надо убить. А давайте лучше взрослых с тяжелыми пороками убивать. Человек остался инвалидом после автомобильной катастрофы и уже не выздоровеет — давайте его убьем. Логично.
— А клонирование? Как Церковь к клонированию относится?
— Плохо относится к клонированию, безусловно, отрицательно.
Теперь поговорим о заповедях. Против первой заповеди грешат те, кто не кланяется Богу, кто почитает иных богов, кроме Господа, то есть лжебогов — Перуна, Будду или кого‑то еще; те, кто являются атеистами, еретиками, то есть теми, кто искажает Слово Божие, а также те, кто раскалывает Церковь, то есть Тело Христово, ради своих амбиций. Понимаете, в чем тут дело? Человек поднимает мятеж против Самого Бога. И обычно эти люди плохо кончают. Против этой заповеди также грешат те люди, которые кланяются вместо Бога самому себе. Кто эти люди? Гордецы. Гордость — грех против первой заповеди.
— Человек может и Богу молиться, и себя уважать.
— Нельзя служить двум господам. Об этом Господь прямо сказал, да и практика показывает. Или будешь об одном заботиться, о другом будешь нерадеть, или об одном забудешь, а другому будешь служить. Против этой заповеди грешат тщеславные люди, хвастуны, которые живут ради ложной славы. Хорошо искать славы? Хорошо. Но что это за слава, которая надулась и лопнула? Обидно, неприятно, досадно. Слава должна быть какая? Которая никогда не заканчивается. Это слава вечная. А кто может дать вечную славу? Только Вечный Бог. Поэтому Бог сказал: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены» (1Цар. 2, 30). Поэтому, например, святые — это люди, которые снискали настоящей славы, они были истинно славные. А люди, которые ищут славы на земле, глупы, потому что слава их тщетна, и эти люди, конечно же, совершают грех. Против этой заповеди грешат человекоугодники, то есть те люди, которые поступают против воли Божией, против совести, для того, чтобы угодить людям. Поэтому у христиан есть такой принцип: если какой‑то человек хочет от нас потребовать нарушения воли Божией, мы должны слушать Бога, а не человека. Касается ли это государства, касается ли это семьи, касается ли это родителей, касается ли это детей, мужа — неважно. Понимаете, для нас воля Бога всегда на первом месте. Все остальное — на втором.
— А почитать родителей?
— Почитание родителей продолжается ровно до той границы, пока родитель не требует нарушения воли Бога. Воля Бога всегда стоит на первом месте, потому что Бог выше всех. Родители нас от смерти не спасут, воскресения не дадут. И жизнь не они нам давали, а Бог через них. Поэтому мы, собственно, и почитаем родителей как орудия, через которые Бог нам дал жизнь.
Следующая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 4‑6). Эта заповедь запрещает кланяться идолам, поэтому нельзя носить никаких амулетов, в доме нельзя иметь истуканов, каких‑либо языческих богов, тем более совершать перед ними жертвы. Идолов нельзя держать дома. Практика показывает, что у тех, кто держит идолов, случаются ужасы, начинаются страхи, в квартире плохо становится.
— А почитание артистов?
— Нельзя делать из людей кумиров. Заповедь запрещает и это. Человек, который делает кумира из артистов или футбольных команд, рок‑фанат или футбольный фанат, он, безусловно, нарушает эту заповедь, он кланяется вместо Творца творению, причем, обычно не самому лучшему.
— Даже если просто нравится артист?
— Нет, если человек делает из артиста идеал это, безусловно, грех. Если просто кто‑то нравится, тут ничего страшного. Понимаете, грех тогда возникает, когда человек становится фанатом, когда человек делает из другого человека идеал, преклоняется перед ним. Эта заповедь также запрещает такие страшные грехи, как магию всех видов, чародейство, хождение к колдунам, целителям, экстрасенсам, ворожеям… Бог говорит, что прокляты перед ним творящие это, потому что такие люди общаются прямо с бесами. Я предупреждаю, потому что многие люди обращаются к целителям, думают, что если эти целители иконы расставляют, значит, они уже от Бога. Церковь категорически запрещает обращаться к целителям, по церковным правилам человек, обратившийся к целителям, на шесть лет отлучается от причастия. А сам целитель отлучается на двадцать пять лет от причастия. Его грех считается тяжелей, чем грех убийства. Церковь запрещает также заниматься астрологией, потому что астролог не верит в свободу, он фактически верит, что светила управляют миром, он кланяется вместо Бога фонарям небесным. В Новый Год, никаких символов года — баранов или козлов — дома у христиан быть не должно. Когда я прихожу освящать квартиры, я первым делом снимаю со стен все эти изображения.
— И нельзя носить с собой знак зодиака?
— Естественно. Или знак зодиака, или крест. Нужно выбирать: или человек кланяется светилу, или кланяется Богу, Творцу светил. Бог говорит еще в книге пророка Исаии: «… пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома: огонь сожег их, — не избавили души своей от пламени; не осталось угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним» (Ис. 47, 13‑14).
— А как же волхвы, которые следовали звезде?
— Вот именно поэтому они и вернулись другим путем (Мф. 2, 12). Как сказано, поклонники звезд были «звездой научаемы кланяться Тебе Солнцу правды и Тебя знать с высоты востока». Звезда привела их ко Христу, чтобы они перестали звездам поклоняться. То есть задача была именно уйти от астрологии, увести их от астрологии, поэтому Бог звездой и увел их от поклонения звездам.
Часто люди спрашивают, что значит наказание детей за грехи отцов. Речь идет о родовом грехе, а такие случаи бывают: поколение пьяниц или поколение блудников — встречается такое, когда родители блудят страшно, дети блудят страшно и так далее. Вот когда родители впадают в смертные грехи, то Бог наказывает до третьего и четвертого рода, а потом прекращает род вообще, просто пресекает. Вот об этом и говорит Писание. Почему? Потому что Бог — Ревнитель.
— А что делать, если человек подозревает, что все его беды связаны с какими‑то родовыми грехами, к которым он отношения не имеет, грехами бабушки, дедушки и т.д.
— Все очень просто: «Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой». Когда человек приходит под защиту Бога, когда он крестится, все проклятия прекращают на него действовать. Бог является Властелином, Вседержителем. И Бог — Властитель абсолютный. И никто не может противиться руке Его, никто. Ни человек, ни Ангел, ни злой дух…
— Но злой дух противится Богу…
— Когда Бог захочет что‑то сделать, никто не в силах помешать Ему.
— А почему тогда Бог не возьмет и не уничтожит, дьявола, например? Тогда бы грехов не было.
— Если бы диавол заставлял людей делать грех, тогда, конечно, вопрос был бы логичен, но диавол никого не заставляет, он предлагает, люди соглашаются.
Следующая заповедь гласит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20, 7). То есть нельзя божиться. Знаете, что такое «божиться»? Когда говорят: Господи, Боже мой — как связку в предложении. Имя Божие всуе поминают. Этого делать нельзя ни в коем случае. Потому что имя Божие — это святыня. И оно освящает человека. Если, например, вы начнете икону использовать в качестве совка для мусора — это же кощунство будет. То же самое и имя Божие, если вы будете им разбрасываться, будет такое же кощунство. Эта заповедь, конечно, запрещает также кощунствовать, издеваться над Богом, хулить Бога. Она требует благоговейного отношения к имени Божиему. Действительно, практика показывает, что те люди, которые хулят имя Божие, очень быстро получают наказание от Бога.
— Бывает, человек потерял кого‑то из близких, кто‑то умер, и человек говорит, что я перестал верить в Бога, как Бог мог такое сотворить — забрать родного мне человека. Как помочь людям, которые разочаровываются в Боге, когда идет целая полоса неудач?
— Простите, а они к Богу до этого ходили, об этом не вспоминали? Почему Он должен им помогать? Это — во‑первых, а во‑вторых, надо помнить, что для Бога важнее всего состояние души человека. Он поэтому забирает человека тогда, когда душа или более готова для вечности, или находится на грани такого зла, которое должно быть просто страшно наказано. Бог забирает из этих соображений, а не из того, чтобы там еще пожил, чтоб детей вырастить... Потому что Бог делает все для блага человека или для предотвращения большего зла.
— А если автомобильная катастрофа или еще что‑то непредвиденное посылается человеку, независимо от него.
— Опять-таки, от человека независимо, а от Бога зависимо. Есть Промысел Божий, который нужно просто принять.
— Люди часто говорят, что Бог забирает лучших.
— Не знаю, по‑разному бывает. Или лучших, или худших. Вот, кстати, интересно, что люди часто говорят: как же, вот я особого зла не делал, а на меня вот такие беды напали. Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается. Богу приходится разбивать такое состояние замкнутости человека, для того чтобы он пришел к Нему. Вот в этом цель. Человек просто живет в своей скорлупе, как улитка, и Бога не видит. И Бог вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечательно сказал: «Милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, чтобы я мог увидеть Небеса».
Следующая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8‑11). Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом Завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье. Ну, понятно, кроме тех случаев, когда только нечего есть. В данном случае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия.
В субботу и воскресенье, например, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу. Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, постное масло. То есть мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны. В субботу и воскресенье всегда совершается Литургия в храмах. Есть дни, когда Литургия не совершается, но в субботу и воскресенье она совершается всегда. Но заповедь Господня главным образом о том, что в эти дни мы не должны делать никаких своих дел.
— Что мы тогда должны делать?
— В воскресенье мы не должны убираться дома, или, например, вскапывать огород. Воскресенье мы посвящаем Богу.
Воскресный день начинается с шести часов вечера субботы и длится до вечера воскресенья. Все люди, все христиане должны в субботу вечером и в воскресенье утром быть в храме. Исключения возможны для людей, находящихся в тяжелой болезни и находящихся в том месте, где храм очень далеко, километрах в ста. Но и те, кто далеко находятся от храма, должны в этот день читать Слово Божие. Значит, когда огородом заниматься? Очень просто: на огороде мы занимаемся, пашем до вечера субботы, можем вечером в воскресенье попахать, тогда Бог благословит нашу работу. А если человек будет в воскресенье работать на огороде, Бог пошлет какую‑нибудь саранчу, заморозки и тому подобное. Давно известно, когда люди думали, что они будут лучше работать в воскресенье, то получалось, что они или сами заболевали, или Бог наказывал их через их огород.
— А если нет возможности в другие дни работать?
— Уж извольте найти такой момент, чтобы воскресный день посвятить Богу. Другое дело, если вы работаете на «скорой помощи», например, или у домны, которая не затухает, или в милиции, где в воскресенье ваша смена, тогда вы выходите, естественно, на работу, которую нельзя перенести на другой день, но вы тогда в другой день идите в храм Божий. Но во всех остальных случаях мы должны, конечно, быть в храме Божием, а не работать сами для себя, читать Слово Божие. Вы можете работать, в том числе и тяжело, для больного, для несчастного, для человека, который не может себе помочь, потому что в воскресенье нужно делать добро, как говорит Господь.
Эта заповедь также требует исполнения церковных постов и праздников. В великие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха, мы приходим в храм Божий, обязательно молимся и не работаем точно так же. Великих праздников, как вы знаете, двенадцать: Преображение, Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и Успение. Вот двенадцать праздников. И в посты перед праздниками Церковь также благословляет нам поститься, как того заповедь требует, то есть не есть мясных и молочных продуктов. Вот четыре поста: Рождественский, Великий пост, который идет семь недель до Пасхи, Петровский пост, который начинается через неделю после Троицы и идет до двенадцатого июля, и Успенский пост, который идет с четырнадцатого до двадцать восьмого августа. Постимся также мы каждую среду и пятницу, кроме сплошных седмиц. В среду мы вспоминаем предательство Иуды, а в пятницу мы вспоминаем распятие Господа.
Следующая заповедь, которая у нас есть, это заповедь почитания родителей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12). Нужно почитать родителей, не обижать их, ни в коем случае не бить — это смертный грех, Господь за это может покарать ужасно. Он сильно наказывает людей, которые бьют родителей. Вот у меня друг уехал в Чечню, он рассказывал, что чаще всего погибают, даже сгорают заживо, те солдаты, про которых известно, что они избивали родителей. Бог Сам карает таких грешников, потому что это смертный грех. Потому что Бог дал через родителей жизнь, а ты, издеваясь над родителями, издеваешься над орудием Божиим, над Промыслом Божиим о тебе. Видите, каким все это образом связано.
— Правда ли, что люди, погибающие в огне, сразу возносятся на Небо?
— Нет, это не так. На Небо возносятся те люди, которые любят Бога. Не механически, не потому, что они получают от Него какие‑то блага, а потому что они любят Бога, только поэтому.
Кроме того, эта заповедь также требует, чтобы мы не хулили власти. Хотя можно их не слушать, если они требуют нарушить волю Божию, но мы власть не хулим. В той мере, в какой она выполняет волю Божию, она угодна Богу. Поэтому христиане бывают милиционерами, судьями, например. И, конечно, мы почитаем священников как слуг Божиих.
Итак, следующая заповедь гласит: «Не убивай» (Исх. 20, 13). То есть нельзя убивать. Это шестая заповедь, не первая, как часто люди думают, а шестая. Естественно, нельзя убивать людей, начиная с какого момента?
— С рождения…
— С зачатия. Человек становится человеком в момент зачатия; человеком, обладающим бессмертной душой, свободной волей. Поэтому человеку нельзя убивать никакого человека. И поэтому же смертным грехом является, конечно же, аборт. Правилами Церкви за аборт человека отлучают на семь лет от Причастия. Нельзя применять гормональную контрацепцию, ставить спирали, это все равносильно аборту.
— А вообще предохраняться?
— Предохранение — вообще, конечно, от недоверия Богу. Допускается единственный способ предохранения — естественный процесс, но это опять‑таки по снисхождению, это не благословляется, но попускается, потому что там нет ни аборта, ни каких‑то противоестественных вещей. Об этом мы скажем чуть позже. Бог дает столько детей, сколько нужно. А сейчас такая начинается истерика: ой, как же я их всех прокормлю. Если Бог дал дыхание человеку, уж даст, чем прокормить. Веками и тысячелетиями прокармливались, а вот мы почему‑то не прокормимся.
— Сейчас время более жестокое для воспитания детей, на улицах много нищих, которые просто не в состоянии прокормиться. На пути от Теплого Стана до Ясенева можно часто встретить просто умоляющих матерей, которые стоят с ребенком, таблички держат, — многодетные семьи, которые не в состоянии прокормить детей.
— Я сейчас обо всех не скажу, но чаще всего это бывают жулики. Честно говорю, потому что к нам неоднократно приходят такие, я говорю: пойдемте, я вам сейчас куплю крупы, муки, давайте, я куплю все, что нужно. Денег я вам не дам, зато куплю. Они говорят: нет, не надо — и сразу убегают. Значит, не прокормиться им нужно.
— А вообще, какие люди могут просить милостыню?
— Если человек нуждается, то он может просить милостыню, естественно. И мне попадаются нормальные люди, которые просят милостыню. Конечно, я им даю. Обычно я так делаю, кстати, и вам советую: если человек просит на хлеб, пойти и купить ему хлеба. И милостыню подадите, и никаких у вас не будет сомнений, что он потом пропьет. Даже если он алкоголик, то хоть закусит нормально.
Эта заповедь (не убивай) запрещает не только убивать, но и гневаться напрасно. Помните, Господь говорит: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5, 22). Запрещает ругаться, скандалить, раздражаться, запрещает драться, ненавидеть. А как определять: напрасно гневаешься или не напрасно, есть граница? Гнев напрасный направлен на то, что не отделяет нас от Бога. Если гнев направлен на то, что отделяет нас от Бога, то такой гнев — это правильная реакция.
— Как запретить себе гневаться или раздражаться?
— Надо молиться, эта страсть преодолевается только молитвой и чтением Слова Божия, излечивается чтением Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа. Всегда креститесь, когда начинается всплеск гнева, крестите сердце свое, чтобы Господь отогнал раздражение, и вы увидите, Господь прогонит это.
— А гнев на расшалившихся детей праведный ?
— Да. Но сначала Божией Матери помолитесь, Христу Спасителю, выпейте святой воды, потом придите в себя и накажите детей.
— Можно детей наказывать?
— Нужно. Сказано в Писании: «кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына» (Притч. 13, 25). В каких случаях надо наказывать? Когда ребенок бьет ребенка, тогда надо его просто выпороть. Но любое наказание должно быть без гнева, учтите. Оно должно удовлетворять справедливость. Часто, к сожалению, делают ровно наоборот, у нас наказывают со злостью. И что получается? Справедливость не восстановлена, ребенок не подумал, что его справедливо наказали, он подумал, что на нем сорвали злость. И действительно, так и есть. Одно зло не обуздано, а вы еще добавили. А нормально как? Нормально, когда человек успокаивается, а потом порет провинившегося. Наказание должно быть неотвратимо. И справедливо, заметьте.
Следующая заповедь гласит: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Самая, наверно, непопулярная сейчас заповедь. Но Бог запрещает изменять жене, мужу — это прелюбодеяние. За прелюбодеяние полагается отлучение от Причастия на пятнадцать лет. Потому что это двойной грех — это и блуд, и клятвопреступление.
— Если люди только расписались, но не венчались.
— Все равно прелюбодеяние. Если была роспись, то вы обещали друг другу верность, а вы нарушаете слово. Господь запрещает не только прелюбодействовать, Он говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5, 28). Поэтому нужно воздерживаться даже от блуда, который в мыслях. Конечно, не надо читать блудных рассказов, смотреть похабных фильмов, я думаю, это понятно и так. Что есть блуд? Блуд — это половые связи вне брака. Вот два человека, свободные от брачных обязательств, вступают между собою в половую связь, это называется смертный грех блуда. Он, конечно, наказывается меньше, чем прелюбодеяние, — всего семь лет отлучения от Причастия, но семь тоже немало, согласитесь. А если человек не раскается в грехе блуда, он умрет, и сказано, что участью его будет огонь и сера. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21, 8). Человек блудящий соединяется со всеми блудниками мира в единое тело, это реальность. Человек, вступающий в половую связь, действительно вступает в единое целое с тем, с кем он блудит, это чистая правда. Если он в браке вступает в половую связь, он соединяется с женой в единое целое, и Бог его благословляет, потому что его брак освящен Богом в Венчании. Если человек вне брака это делает, то Бог его не благословляет, а благословляет его кто? Враг. Поэтому человек, который живет с изменником, невольно соединяется с сатаной. По церковным правилам, священник, если жена ему изменила, обязан с ней развестись, иначе он лишается сана. Конечно, миряне не обязаны разводиться, но они могут жить с мужем или с женой, которые изменили, только при условии, что изменивший раскаялся перед Богом, попросил прощения, и дал обязательство больше этого не делать. В противном случае жить с таким человеком не следует. Потому что вы будете развращаться и детей развращать. Конечно, если человек прощения просит, то мы можем его простить, хотя и не обязаны, но можем.
Эта заповедь запрещает такие страшные противоестественные грехи, как гомосексуализм обоих видов; их и упоминать не хочется, но, к сожалению, такие противоестественные половые связи существуют даже в браке: анальный, оральный секс — это называется грехами Содома, за это Бог сжег проклятые города. То есть это грехи, вопиющие к Небу об отмщении. Если народ допускает такие грехи в качестве нормы, то Господь иной раз такой народ с лица земли стирает. Как пример тому — Содом и Гоморра и недавно случившееся цунами у берегов Таиланда. И запрещает такие вещи, как рукоблудие и онанизм. Онанизм происходит от Онана, был такой человек в Ветхом Завете, который не заканчивал половой акт, пускал семя на землю, для того чтобы не было детей. И сказано в Библии: «Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38, 10). Почему? Потому что Бог — Творец жизни. А кто мешает жизни, тот служит диаволу. Очень часто такой грех, совершаемый мужчиной, заканчивается психозом у женщин. Здесь начинают действовать определенные гормональные причины, которые разрушают психику. Очень часто это приводит к тому, что у человека возникает психологическое желание изменить, все это накладывается на психику на уровне физиологии.
Следующая заповедь гласит: «Не кради» (Исх. 20, 15). Красть нельзя потому, что фактически, может, и не сознательно, человек говорит следующее: «Ты, Боже, неправильно миром управляешь, Ты ему дал, а мне не дал. Я поправлю то, что Ты неправильно сделал». То есть это мятеж, самый настоящий, классический. Кому принадлежит все золото и серебро мира? Тому, Кто их сотворил, конечно же. Поэтому Бог имеет право дарить и забирать у того, кого пожелает. Богатому для чего дано богатство? Чтобы проверить его милосердие. Если он на этом сломался, то он за это ответит.
— Отнимут богатство?
— Не в этом дело. Нет, Бог богатство дает для того, чтобы проверить человека. Если они не помогают людям, если они воры, они за это ответят. Как говорит один мудрый греческий священник, есть два надежных способа получить пулю в лоб или быстро стать бедным: воровать и работать в праздники.
— Стремиться к богатству плохо?
— Ну, конечно же. Кто любит серебро, тот не насытится серебром (Еккл.5, 9). И это, действительно, правда, разве не так? Есть даже выражение — денег никогда не бывает много.
— А если стремиться обогатиться, чтобы потом бедным помогать?
— Нет, это обман, самообман.
— А для того, чтобы существовать?
— Мы работаем и получаем то, что нам нужно. Но мы не привязываемся к этому, понимаете, мы не стремимся к этому. Человек, который стремится к богатству, никогда не сможет нормально жить. Если человек работает нормально, стремится к Богу, то и богатство к нему само потечет, это давно замечено. А если человек стремится к богатству, оно к нему придет, а потом уйдет, произойдет деноминация какая‑нибудь, новая техническая революция — и все деньги утекут. Мне рассказывали мои знакомые: как‑то они приехали на дачу и там стали разбирать дровяник, оставшийся от прежних хозяев, которые уже умерли, и в дровянике нашли мешок с купюрами по 25 и 50 рублей, там лежало пятьдесят тысяч советских рублей. Ну и что, помогли им эти пятьдесят тысяч рублей? Бог всегда так делает, чтобы человек не привязывался к деньгам. Человек, привязанный к деньгам, — это самый настоящий покойник. Царь Давид говорил: «богатство течет, не прикладывай к нему сердца» (Пс. 48). А человек, который ворует, свою мзду получает от Бога. Самый быстроумирающий пласт населения в России — это воры и богатеи. Их расстреливают. Я как-то смотрел криминальные новости, там говорилось, что на Рублевском шоссе в месяц совершается в среднем по три заказных убийства. Это на одном маленьком шоссе. И это естественно, потому что Бог таким образом наказывает.
Следующая заповедь говорит так: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20, 16). То есть нельзя ни самому лжесвидетельствовать, ни слушать лжесвидетельства. Нельзя лжесвидетельствовать на суде, нельзя клеветать на человека, потому что Бог есть Истина, и ложь отвратительна для Него. Нельзя человеку вообще лгать. Человек должен говорить правду. Человек должен жить в истине. Естественно, нельзя ругаться матом и тому подобное, чтобы не осквернять свою речь. Речь — дар Божий, который должен быть использован во благо. Эта заповедь запрещает также очень любимое барышнями занятие, такое как «перемывание костей» друзьям и подругам, потому что сплетничание — это один из видов клеветы и лжи. И эта заповедь требует, чтобы человек говорил правду и истину, жил в истине. Речь нам дана для того, чтобы мы хвалили Бога и хвалили ближних, но не для того, чтобы мы хвалили сами себя или лгали и клеветали.
И, наконец, последняя заповедь, тоже очень непопулярная. Она гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20, 17). То есть не завидуй. Почему? Потому что, если ты завидуешь, значит, ты опять недоволен Богом: как мне, такому хорошему, Бог не дал…
— Но есть белая зависть…
— Да, она знаете, где хорошо описана? У Александра Сергеевича Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». Там классическая белая зависть: я не хочу чужого, я хочу такого же. Это форма белой зависти.
— Нет, когда радуешься, что у других хорошо.
— А вот радость — это хорошо. Смотрите, когда радость возникает, мы узнаем Бога, как источник этой радости и тогда говорим: слава Богу! Вот верная примета, что это доброе чувство, что это хорошо.
И как зависть лечится? Что ей противоположно? Вот вы видите, например, у кого‑то есть свой личный вертолет, и говорите: слава Тебе, Господи, что у него есть личный вертолет! Господи, дай ему еще личный самолет. Это вот хорошее чувство. Это называется сорадование. А если я говорю: у тебя есть вертолет, хочу чтобы и у меня такой же был, — это зависть. Зависть, если она есть, лечится сорадованием.
— Разве это зависть, когда желаешь, чтобы и у другого осталось, и у тебя тоже было?
— Это приводит к тому, к чему привело старуху: аккуратно-аккуратно приводит это к разбитому корыту. Так и происходит на самом деле, потому что зависть — ненасытное чувство, абсолютно ненасытное. Завистник — единственный человек, который никогда не получит ни малейшего удовольствия от своего греха. Блудник получит короткое удовольствие, а потом будет долго плакать, а вот завистник никогда не получит. Потому что, если я получу вертолет такой же, как у вас, так сразу захочу такой же, как у вас, самолет; получу самолет, захочу такой же, как у вас, дом на Канарах и так до бесконечности, пока не окажусь бомжом в подъезде. Почему так происходит? Потому что зависть — это вещь, которая уничтожает человека в буквальном смысле, так что давайте не завидовать, исполнять заповеди Господни, и пусть благодать Божия будет с вами.
Это азы, с которых вы начинаете, а вершина — святость, в которую вы все призваны. Вы креститесь для этой цели. Бог говорит: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Лев. 20, 26). «…Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).
Готовы идти по пути святости? Среднего не дано! Или ты свят, или ты в аду! Любая неизжитая страсть, с которой не борешься, тебя разложит. С ней надо сражаться, и не просто сражаться, а надо победить! И сражаться до самой смерти, тогда будете победителями. Святой человек тот, который охвачен силами бесконечной Жизни, охвачен силами Вечности, поэтому вы должны стремиться к святости, стремиться к Богу, и Бог будет с вами. Вот этого я вам желаю. Пусть Дух Господень, Дух Святой, озаряет всех вас, и милость Божия с вами да будет. Спаси, Господь!